Евгений Булка и Майя Кацнельсон: "Идея на миллион"

Источник: citylife.by

Создатели ивент-агентства "Mart" Евгений Булка и Майя Кацнельсон делятся секретами успешного бизнеса и качественной работы.

Евгений Булка и Майя Кацнельсон:

Ивент, новое и модное слово в обиходе, уже не вызывает всеобщего удивления. Как-то привыкли к тому, что в переводе с английского оно обозначает событие, представление и даже целое направление в развлекательной индустрии. Правят балом на этом бизнес-поприще творческие и харизматичные люди. Именно такие, как наши гости номера, соучредители ивент-агентства «mart» Евгений Булка и Майя Кацнельсон.

– Ваше агентство уже на слуху, но, насколько я знаю, появилось оно не так давно. С чего вы начинали?

Евгений: Есть такое утверждение, что профессионалы должны не только работать, но и зарабатывать деньги. Пожалуй, отталкиваясь от него, я и выносил идею открыть свое ивент-агентство. Но когда мы познакомились с Майей и обсудили некоторые проекты, пришли к единогласному выводу, что действовать поодиночке нет смысла. Наши взгляды совпадают: мыслим и креативим в одном направлении. Я почувствовал, что это именно тот партнер, с которым я не боюсь создавать что-то новое, потому что если мне порой не хватает организованности, то в этом меня дополняет Майя. Хотя сказать, что я сугубо творческий человек, тоже нельзя. Мы в любом случае разделяем обязанности и в этом проявляем единодушие.

Майя: Хочу отметить, насколько важно в бизнесе найти подходящего партнера. Как в жизни найти вторую половинку. До совместной работы каждый из нас пытался делать что-то свое, но у нас все не складывалось. В первую очередь потому, что мы не могли найти нужных людей. Теперь же мы смотрим в одном векторе с разных сторон, и я уверена, что это принесет свои плоды.

Мы начали работать в 2010 году, но официальную презентацию агентства запланировали на март 2011 г., исходя из названия агентства.

- «Mart» и впрямь оригинально. Чья идея?

Евгений: Идея моя. Это, по сути, анограмма: my art – мое искусство.

– А самый первый совместный проект чем запомнился? Как рождаются новые?

Майя: Выделить единственный первый сложно. Корпоративы имеют характер сезонности, как правило, параллельно мы работаем над несколькими проектами. В то же время у нас были и бизнес-мероприятия, и развлекательные. Я считаю нашим первым полноценным совместным проектом презентацию выставки фотографа Александра Бородулина, которая прошла 31 марта. К этому дню мы приурочили и официальную презентацию нашего агентства.

Что касается свадебных торжеств - чаще всего это классическая организация, но с очень индивидуальными идеями. Для каждой пары свои изюминки.

Евгений: В моей практике, когда я еще и не думал, что нужно ставить этот бизнес на широкие рельсы, была реализация идеи «Свадьба в Малиновке». Мы нашли подходящее место, познакомились с отличным сценаристом и сделали по вехам знаменитого фильма сценарий. Без ложной скромности признаюсь – гости были в восторге.

Майя: К классической литературе и кино мы обращаемся и когда готовим проекты корпоративов, например, по мотивам «Золотого теленка». Однажды ставили специальный мюзикл для одной дизайнерской компании, решили так: они люди творческие, надо сделать что-то очень стильное и необычное.

Евгений: Кстати, на первой встрече с представителями этой компании мы услышали: «Вы знаете, мы уже столько всего видели, заказывали уже все, что только можно было заказывать, поэтому даже не знаем, что вы нам можете предложить.» В рассуждениях мы нащупали идею, которая заказчиков, во-первых, удивила, во-вторых, заинтересовала. Им понравилось, что не будет череды активных конкурсов, но зато на протяжении вечера внимание будет держать интересная программа с эксклюзивными элементами.

– Заказчики бывают порой очень капризными. Как находите к ним подходы?

Майя: Каким-то образом всегда получается так, что мы с клиентами становимся не то чтобы друзьями, но хорошими приятелями, которые понимают друг друга. Потому что самое важное в работе – вдохновиться тем, что ты делаешь. В каждом мероприятии, начиная от свадьбы и заканчивая имиджевыми проектами, мы находим вдохновение для себя, что помогает нам в работе.

Евгений: Я могу сказать, что Майя обладает прекрасными дипломатическими качествами. И то, как она умеет разговаривать с клиентами, которые ну очень требовательные, как она «лавирует», меня всегда восхищает. Мое дело – большие организационные моменты, по финансовой и технической части…

Майя: Женя в нашей команде генератор идей. Все, что касается заразить идеей, вдохновить, по его части. Клиенты порой начинают хлопать в ладоши от радости, когда слышат, что мы им придумали. Вот так взрослые радуются празднику не меньше, чем дети.

– А клиенты готовы к экспериментам?

Майя: Все начинают с классики. На первой встрече мы интересуемся пожеланиями, и все заказывают традиционный формат. Но потом начинается обсуждение, мы предлагаем идеи, и у нас получается небольшой творческий союз с клиентами, что им очень нравится! В итоге они чувствуют себя причастными к созданию проекта, и порой возникают просто гениальные идеи.

Евгений: В этом случае наша работа сродни работе психоаналитика. Нам нужно дать клиенту выговориться, чтобы он высказал, что ему нужно, а мы придадим его желаниям нужную форму. Что касается корпоративного клиента, задачи, как правило, ставит или менеджер, или руководитель. В этом случае конкретно обсуждается, чего он хочет от этого проекта. Потому что, если мероприятие связано с его внешними партнерами, – это одно, если речь идет об оптимизации внутреннего климата в компании – совсем другое, если это совмещение корпоративного ивента и личного праздника руководителя (например, руководитель приглашает свою компанию к себе на день рождения, что тоже бывает) – это третий подход.

– В последнее время появляется много праздничных агентств. Как ощущения в кольце конкурентов?

Майя: А мы не позиционируем себя как праздничное агентство. Есть то, чем мы отличаемся. Во-первых, мы ивент-агентство и наша работа больше связана с имиджем. Во-вторых, подход к организации у нас свой: мы стараемся сделать не просто праздник, но событие. Сейчас наша визитная карточка – выставка Александра Бородулина. На этом примере понятна наша концепция. Это была и пиар-кампания, и творческое событие – выставка, и VIP-презентация, и в то же время событие для всех. Иными словами, повод один, а элементов множество. Наш подход помогает заказчику привлечь рекламодателей и журналистов, найти новых клиентов.

– А как организована работа внутри вашей компании?

Евгений: Хороший менеджер находит способ делегировать полномочия. Огромное количество людей в подчинении не всегда свидетельство того, что компания эффективна.

Майя: У нас специфика такова, что каждый раз мы работам с новыми людьми, для нас очень удобна система подряда. Естественно, есть своя бухгалтерия, ивент-менеджер, распорядитель, но с остальными исполнителями мы работаем в зависимости от проекта.

Евгений: Мы общаемся с определенным числом профессионалов, с которыми я когда-то работал, с которыми познакомились недавно. В свое время я отмечал того или иного дизайнера, сценариста, видеооператора, знаю, кто в чем хорош, поэтому найти специалиста, чтобы сделать, например, оригинальную озвучку, труда для нас не составляет.

Некоторые, кстати, работают на партнерских началах, чтобы занести работу в портфолио. Для многих наших подрядчиков мы создали такие идеи, которые для их портфолио оказались выгоднее, чем деньги.

– А что вы думаете о развитии белорусского ивент-рынка?

Евгений: Мне кажется, он еще не сформирован.

Майя: В какой-то степени это хорошо. Можно самому формировать правила и играть по ним. Мы сейчас стараемся сделать так, чтобы было удобно не только нам, но и клиентам. Большинство предлагает одинаковую программу услуг. Но нельзя же приходить в разные агентства и получать одни и те же предложения. Мы стараемся выйти на такой уровень и делать такие проекты, которые можно с успехом реализовывать в любой другой стране.

– На чем нельзя экономить, чтобы компания развивалась успешно?

Евгений: На идеях и на собственном образовании. Не зря существует выражение «Миллион за идею». Если она достойна, средств на нее не жалко – окупиться сторицей. И не всегда все нужно мерить рублем. Одна компания сделает сто свадеб по 100 долл. США и останется с приличной прибылью, а другая сделает несколько проектов и заработает не столько деньги, сколько создаст себе отличную репутацию, свой собственный имидж, который ни с одним другим не спутаешь. Выполнять свою работу нужно качественно, чтобы никто не обвинил тебя в непрофессионализме. Брак почувствуют все. Поэтому если уж берешься, делай по максимуму или делай без претензий – средний удовлетворительного качества продукт без замаха выглядит достойнее, чем заявленный якобы уникальный, но сделанный спустя рукава. В итоге наблюдается отталкивающая «местечковость», проект вызывает недоброжелательные улыбки, ведь зрителя не обманешь.

Майя: Я считаю, что не стоит ориентироваться только на то, что происходит у нас. Нужно выходить на мировой уровень, мы к этому стремимся. Несмотря на то, что клиент всегда прав, мы стараемся следовать нашей концепции. Если желание заказчика не достигает того уровня, на котором мы работаем, мы его либо в эту сторону аккуратно склоняем, либо не беремся за проект. Некоторые боятся ценника, но мы предлагаем лучшее. За качество, как известно, платят больше. Люди уже привыкают к этому.

– Что планируете на будущее? Какой видите свою компанию?

Майя: У нас нет одной глобальной цели. Мы поставили задачу сделать мероприятие – мы его сделали. Сейчас планируем эксклюзивный проект.

Евгений: У нас ему аналогов точно нет, не знаю наверняка, может, в Восточной и Западной Европе ничего подобного тоже не было. Мы рассчитываем, что он изменит представление людей о событийности и о рынке потребления событийных проектов. Не хочется забегать наперед и рассказывать о нем подробно. Сейчас идут переговоры. Но мы уже услышали отклики и увидели широко открытые глаза владельца крупной компании. Кажется, это будет очень интересно.

Подготовила Ирина Санкевич