Театр Оперы и балета

Источник: citylife.by
Государственный театр оперы и балета был открыт 25 мая 1933 года. Но его история началась еще в 1920-е годы на сцене первого государственного драматического театра, имевшего в своем составе солистов оперы, хоровую и балетную группы и небольшой симфонический оркестр. Уже тогда ставились музыкально-драматические спектакли, отрывки из опер и балетов, звучала народная музыка.В 1920-е годы будущие звезды белорусского оперного и балетного искусства обучались в музыкальных техникумах Минска, Витебска, Гомеля. А также в созданной в 1930 году Государственной студии оперы и балета, возглавляемой известным певцом Антоном Боначичем — в прошлом партнером Шаляпина по выступлениям в Мариинском театре.
За три года в студии были подготовлены профессиональные артисты и поставлены оперы "Золотой петушок", "Кармен", "Евгений Онегин", "Царская невеста".
Первые спектакли 1933 года — "Кармен", "Евгении Онегин", "Пиковая дама", "Красный мак". Первыми деятелями театра были И. А. Гитгарц (художественный руководитель), Г. Н. Петров (дирижер), О. М. Борисович (режиссер), Л. В. Крамаревский (балетмейстер); певцы: Л. П. Александровская, Р. В. Млодек, С. Ю. Друкер, И. М. Болотин, М. И. Денисов; солисты балета: А. В. Николаева, Т. С. Узунова, Ю. В. Хераско, С. В. Дречин и др. При театре работала балетная студия, где занимались наиболее одаренные дети и участники самодеятельных кружков со всей республики.
10 марта 1939 года премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого "Михась Подгорный" открылось собственное здание театра на Троицкой горе, построенное по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда. Первым балетным спектаклем, показанным в 1939 году на сцене нового здания театра, стал "Бахчисарайский фонтан" на музыку Бориса Асафьева. Балетная труппа состояла в то время более чем из 100 человек, профессиональная подготовка которых была довольно высокой.
Уже в июне 1940 года театр громко заявил о себе в Москве, где с успехом были показаны три национальные оперы: "Михась Подгорный" Евгения Тикоцкого, "В пущах Полесья" Анатолия Богатырева и "Цветок счастья" Алексея Туренкова.
Значительным событием для театра стала постановка первого национального балета "Соловей" (музыка М. Крошнера по повести З. Бядули, хореогрфия А. Ермолаева, художник Б. Матрунин, 1940). Успех спектакля был обусловлен удачным объединением лексики классического танца и белорусской народной хореографии, воплощением действенного образа народа, выразительностью лирической линии главных героев Зоськи и Сымона (А. Николаева и С. Дречин). Заметным событием в истории национального балета является и постановка балета "Князь-озеро". Достоинства музыки В. Золотарева, сквозное симфоническое развитие, удачное решение балетмейстером К. Муллером массовых, ансамблевых и сольных танцев, обогащение танцевальной лексики фольклорными элементами, мастерство и темперамент исполнителей главных ролей А. Николаевой и С. Дречина, изобразительность декораций С. Николаева определили успех спектакля. Гастроли 1940 года в Москве на самой престижной сцене бывшего СССР — в Большом театре — принесли театру почетное звание "Большой", 1964 года — "академический".
В 50-е годы значительные достижения белорусского балета связаны, в основном, с воплощением балетной классики — спектаклей "Эсмеральда" на музыку Цезаря Пуни, "Жизель" и "Корсар" Адольфа Адана, "Баядерка" Людвига Минкуса. Были поставлены все балеты Петра Чайковского ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик").
Значительный вклад в развитие белорусского музыкального театра внес Генрих Вагнер. На сцене Государственного театра оперы и балета Беларуси на его музыку был поставлен лирико-комедийный балет "Подставная невеста" (1958), лирико-драматические балеты "Свет и тени" (1963) и "После бала" (1971), а также опера "Тропою жизни" (1980).
Значительными событиями в истории Белорусской оперы стали масштабные постановки опер "Война и мир" Сергея Прокофьева, "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича, "Борис Годунов" Модеста Мусоргского.
В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры: оперы и балета. В 2009 году после капитальной реконструкции здания было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.
За последние 15 лет коллектив театра побывал более чем в 30 странах мира, причем во многих странах гастролировал неоднократно. Наверное, на географической карте скоро останется совсем мало государств, где хотя бы один раз не выступал Белорусский балет: от Португалии и Испании до Японии и Китая, от Норвегии и Великобритании до Турции и Таиланда — везде театр нашел своих горячих поклонников.